Познавательно

Развитие сексуальности человека

Развитие сексуальности человека начинается еще в утробе матери, в пубертатном периоде происходит период становления, и уже на протяжении всей жизни человека продолжает развиваться. Половое развитие, это не только физиологические изменения тела, рост и развитие наружных и внутренних половых органов, но и психосексуальное развитие. Оно включает в себя половое самосознание, гендерную роль, социализацию человека и его ориентацию.

На психосексуальное развитие ребенка влияет психологический климат в семье, ролевые семейные модели и социокультурная среда. Одна из причин сексуальных нарушений является задержка или нарушения в психосескуальногом развитии.  

Стадии развития сексуальности

В 3 года ребенок уже начинает осознавать свой пол и пол окружающих людей. 

В 5-7 лет, он уже четко понимает кто он, и что это уже не обратимо. Это период половой любознательности. Детям интересно как устроены половые органы своего и противоположного пола. 

В 7-13 лет ребенок получает информацию о половой роли, усвоение полоролевого поведения в игровой форме. Дети могут играть в семью, в профессии, там, где демонстрируются женские и мужские роли. В этом возрасте приобретаются стереотипы полоролевого поведения, а также установки, связанные с сексуальным поведением.

В 12-18 лет в пубертатный период происходит формирование и развитие либидо. 

Либидо – это сексуальное влечение и желание человека, сексуальная проявленность и активность.  

Стадии развития либидо:

  1. Платоническая или романтическая стадия. 
  2. Эротическая стадия.
  3. Сексуальная стадия.

Примерно в 12 лет начинается платоническая стадия. Она очень важна и закладывает фундамент в сексуальной социализации. В этот период важно распознавать в себе телесные импульсы, осознавать собственную гендерную роль. Появляется чувство влюбленности к определенному объекту.  Выбирается он на основании исключительности. Часто этот объект может быть недосягаем, например, звезда с экранов телевизора или девочка со старших классов. Тут очень важно ребенку осознать и понять эти чувства. Сделать действие в сторону объекта, важно легализовать свои чувства. 

В 13 лет, примерно через год наступает вторая стадия – эротическая. Она связана уже с гормональным развитием. У мальчиков вырабатывается тестостерон, а у девочек – эстроген. В этот период происходит осознание и управление своими телесными импульсами. Телесная и эмоциональная связь с партнером, появляются сексуальные фантазии и первый опыт мастурбации. На этой стадии очень важно признание партнера, разговоры о любви, телесные контакты и петтинг. Подростки испытывают телесное влечение к друг другу, но не стремятся еще с совместной сексуальной разрядки. В эти моменты важнее эмоциональная связь, а физическую разрядку они получают еще по-отдельности. С помощью фантазий происходит первый опыт мастурбации. Эротическая стадия очень важна для развития сексуальности тем, что новый опыт мастурбации, фантазий, телесный контакт с партнером закладывает будущий фундамент диапазона сексуальной приемлемости и разнообразия. 

Взаимность партнера в опыте переживания юношеской влюбленности, совместные телесно-эмоциональные переживания закладывают основы близкого интимного контакта с другими будущими партнерами.

В 14 лет, или примерно через 2 года после платонической стадии запускается сексуальная стадия развития либидо.  Как правило отсутствие физической разрядки в подростковых отношениях и являются двигателем дальнейшего развития либидо, инициируя первый партнерский сексуальный опыт. Сначала эпизодически, затем уже систематические сексуальные связи с партнером. Сначала партнеры приспосабливаются к друг другу, потом адаптируются и в дальнейшем эффективно реализуют партнерский секс. Поэтому сексуальную стадию развития либидо можно разделить на 3 этапа:

  1. Этап научения;
  2. Этап адаптации;
  3. Этап реализации.

Пропуск одной из стадии или зависание на ней приводят к различным сложностям уже в зрелом возрасте. Человек может испытывать трудности в выборе партнера, с построением долгосрочных и крепких отношений, невозможность пережить состояние влюблённости или любви, затруднение реализации партнерской функции секса. А для успешного прохождения всех стадий развития либидо (с 12-18 лет) требуется новый опыт в каждой стадии вместе с партнером.